Значимость артикуляционной гимнастики
Овладение навыками речи – достаточно сложная задача для ребёнка. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Звуки получаются с помощью комплекса движений всех артикуляционных органов. Правильное произношение звуков зависит от активной работы артикуляционного аппарата.
Чтобы правильно произносить звуки, ребёнок должен научиться выполнять комплексы артикуляционных движений. В артикуляции принимают участие многие мышцы лица и органы дыхания. Если они недостаточно готовы к чёткому воспроизведению звуков, ребёнок не сможет порадовать родителей правильным звукопроизношением. Чтобы заранее подготовить артикуляционные органы ребёнка к произнесению всех звуков родной речи, необходимо проводить с ним специальную артикуляционную гимнастику.
Главная задача гимнастики – тренировка подвижности всех органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
• уменьшить спастичность артикуляционных органов.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
1.Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично: ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-10 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
2. Упражнения надо выполнять перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Ребёнок должен видеть, что язык делает. 3.Упражнения должны выполняться с максимально возможным усилием, но, на начальном этапе, в течение короткого отрезка времени. 4.Артикуляционную гимнастику необходимо проводить не торопясь, желательно под счёт, следя за точностью, координированностью движений, за полнотой объёма. 5.Артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, что придаёт занятиям положительную эмоциональную окраску, создаёт у ребёнка позитивный настрой. |