КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
СОВЕТЫ БЛАГОРАЗУМНЫМ РОДИТЕЛЯМ
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребёнка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребёнок начинает раньше и чётче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду и в школе. Развивая с рождения музыкальные способности ребёнка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с лёгкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаёте ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учёбы в общеобразовательной школе.
Вы наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребёнка счастливым – добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое дано маленькому человеку от рождения, ещё больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего – близкими. Способность слышать, а позже – понимать услышанное – одна из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.
Если вы сделали вывод об отсутствии каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то, поверьте, вы заблуждаетесь! Просто у вас они так и остались неразвитыми. И тем не менее вы можете развить их у собственного ребёнка. Не верите?! Вспомните фильм « В моей смерти прошу винить Клаву К.» Даже взрослую девочку, убеждённую, что ей «медведь на ухо наступил», одноклассник всего за несколько занятий научил петь. И наверняка вам известны примеры, когда с рождения с малышом разговаривали на двух иностранных языках, в результате чего к трём годам он с лёгкостью общался на них.
Родителям нужно только помочь врождённому умению малыша слушать и слышать. Таких способов великое множество, столько, сколько различных методик и развивающих программ.
Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле ( как и во многих других) – мама. Когда малыш видит, как мама поёт и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.
Как не учат буквам, когда ребёнок учится говорить, так и не учат играть по нотам, пока ребёнок не достигнет определённого технического уровня, пока у него не разовьётся музыкальная память. Не важно, что вы играете на фортепиано только одним пальцем, важно – чтобы ребёнок чувствовал, что мама увлечённо занимается с ним и радуется его успехам.
Музыкальный слух у ребёнка формируется очень рано, и если вы начинаете занятия до двух лет, то можно ждать до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1.Слушание музыки.
Для начала это могут самые простые песенки, например, «Песенка куклы». Вы держите в руках куклу и поёте за неё, синхронизируя пение с движением игрушки. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять – семь раз. Между повторениями делайте паузы, вовремя которых, отложив куклу, проиграйте эту же песенку на инструментах – самоделках (а если вы владеете игрой на пианино, скрипке, клавишном синтезаторе и т. п., то играйте и на них). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов. Детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить песенку (максимум – две).
2. Работа над ритмикой.
Её можно начинать уже с трёхмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под весёлую песенку. Вероятно, на первых порах вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трёх – шести минут. Главный ориентир при этом – настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха.
Музыкальный слух – способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, его слух считают абсолютным. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка абсолютного слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного – двух месяцев, используя погремушки. Это позволит познакомить малыша с разнообразными звуками и побудить его к самостоятельному «музицированию». После погремушек вам понадобиться разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой и пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камешками, пуговицами. Подвешивайте их (только не всё сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
4. Развитие способностей к музицированию. «Ансамбль».
Вы играете мелодию на каком – нибудь музыкальном инструменте (не обязательно на пианино, можно на «самоделках»), а малышу предлагаете играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь). Играя, подбирайте темп, удобный для ребёнка.
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Белицкая Т.А. |