У детей с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Родители часто говорят в таких случаях: « Он все понимает, выполняет инструкции, показывает предмет, только сам не говорит».
По некоторым данным, шестилетние дети с общим недоразвитием речи не знают наименование ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фата, кузов) и др.
Для детей составляет трудность употребление таких слов, как овца, лось, осел, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, гром, валенки, продавец, парикмахер и др. значительные затруднения вызывает употребление прилагательных, глаголов. В словаре детей с ОНР преобладают слова бытовой тематики, глаголы, обозначающие действия, которые ребенок видит и выполняет. Для таких детей характерна неточность употребления слов. Дети неправильно используют, заменяют слова, близкие по значению: лимон- апельсин, сахарница-чайник, ресницы-брови, миска –тарелка, вешалка-пальто, вяжет-шьет. Для них характерно наименование различных признаков или действий одним словом: узкий, низкий, тонкий, короткий-словом «маленький»; воркует, чирикает- глаголом «поет».
Психолого-педагогическое понятие «задержка психического развития»(ЗПР) обозначает отставание в развитии психической деятельности ребенка. Оно свидетельствует о наличии отставания от определенного уровня развития при возможности преодоления данного нарушения. ЗПР у детей встречается при многих болезненных состояниях, отрицательно влияющих на формирование сложных мозговых систем, на развитие свойств и качеств психики.
Поскольку формирование словаря связано с развитием интеллекта, у детей с ЗПР достаточно частыми являются нарушения лексики. Особенности мышления, внимания, восприятия дошкольников с ЗПР находят свое отражение в бедности и неточности их словаря: в нем редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки, действия, состояния. Одно и то же слово используется ими для называния всех сходных предметов (чашка- кружка, стакан).
В силу особенностей умственного развития детям с ЗПР трудно дается выделение в предметах существенных признаков, различение существенных и малозначимых признаков, сравнение предметов и выделение признака общего для группы предметов. В результате в речи детей с ЗПР при подборе слова имеются множественные ошибки. Среди них отсутствие слова, замены слов. Имеются следующие виды замен:
- Замена слов, близких по смыслу (осел-лошадь).
- Замена родового слова видовым (виноград-ягоды).
- Замена слова называнием части или целого (платье-юбка, кисть-рука).
- Замена описанием ситуации (шофер-дядя в машине).
- Замена словом, сходным по звучанию (жираф-журавль).
Выраженные особенности интеллектуальной деятельности , ограниченность и поверхностность представлений об окружающей действительности обуславливают нарушения формирования словаря у детей с ЗПР. |