Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой о произносительной сторонах речи.
Все многообразие речевого недоразвития представлено в трех уровнях:
- отсутствие общеупотребительной речи (ОНР I уровень);
- начатки общеупотребительной речи (ОНР II уровень);
- развернутая речь с элементами фонетического и лексико –грамматического недоразвития ( ОНР III уровень);
ОНР I уровень - самый низкий уровень речевого развития. При этом уровне у ребенка отсутствует связная речь, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного характера.
Переход к ОНР II уровню речевого развития характеризуется выросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающего жизни.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, посуды, профессии и т. д. Отличаются ограниченные возможности использования предметного словаря, его формы, размера; заменяют слова, близкие по смыслу.
Наблюдаются грубые аграмматизмы в употреблении ряда грамматических конструкций:
неправильное использование падежных форм;
ошибки в употреблении существительных мужского ,женского и среднего рода;
отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными;
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций : часто опускаются предлоги, а существительные употребляются в именительном падеже ; возможна замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона часто отстает от возрастной нормы.
При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.
Более высокий, 3-ий уровень речевого развития. При ОНР III уровня речь детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития.
На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в качественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Нередко правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают.
В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используют антонимы, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных. Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов. Выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешивание родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов. Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание, замена, недоговаривание.
Выявляется также импрессивный аграмматизм, который проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов, выраженных при помощи приставки и суффикса.
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной. |