Большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,- так называемые театрализованные игры. Театрализованные игры – это игры – представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- режиссерские;
- игры- драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Драматизировать-значит, разыгрывать в лицах какое либо литературное произведение. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок.
Очень важно в занятие включать специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой сферы.Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
На занятиях должны использоваться:
- напольная и настольная ширмы;
- плоскостные и деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
- декоративные украшения;
- пальчиковый театр;
- куклы би-ба-бо;
- костюмы персонажей;
- игрушечные персонажи.
Театрализованная деятельность должна проходить поэтапно.На первом этапе выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключатся с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности-драматизации рассказов и сказок.
Особое значение оказывает музыкальное сопровождение. Музыка создает ритмический , звуковой, художественный строй постановки театрализованных игр. Музыка используется для упорядочения темпа, характера движений, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Театрализованная деятельность создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активирует речь.
Театрализованные игры направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, общей моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства. |